В предреволюционные годы хоровое пение в России достигло очень больших высот. При храмах, на фабриках, в артелях существовало множество профессиональных и любительских певческих коллективов. Одним из самых авторитетных и высокопрофессиональных был Московский синодальный хор, а Синодальное училище при нем было ведущим хоровым учебным заведением и готовило хормейстеров и регентов для всей страны. В этот же период были написаны лучшие произведения русского хорового искусства, активно развивался жанр авторской духовной музыки, непревзойденные образцы которого были созданы П. Чесноковым, А. Кастальским, В. Калинниковым, А. Гречаниновым, а в 1915 году, в разгар Первой мировой войны было написано «Всенощное бдение» С. Рахманинова, ставшее одной из вершин этого направления. Вместе с ликвидацией церкви и религии эта важная линия развития русской музыки на долгие годы была на прервана. Вместе с ней прекратил свое существование и Синодальный хор. В 1919 лучшие из оставшихся хоров были национализированы и вместе со своими руководителями должны были войти в состав некоего единого Государственного хора, который являлся бы лицом страны, выступал на официальных мероприятиях, был бы заодно с новым политическим направлением. Однако эта попытка закончилась неудачей, и коллективы, уже в новом статусе, продолжили самостоятельное существование.
Государственная хоровая капелла. Николай Данилин
Необходимость существования главного хора страны, который бы смог стать символом народного единения, носителем и транслятором идеологии, по-прежнему оставалась. В связи с этим 29 апреля 1936 года Комитетом по делам искусств при СНК СССР был издан приказ № 185: «В целях развития пропаганды хоровой культуры, и особенно русской народной песни, и создания образцового хорового коллектива: Государственной филармонии приступить с 5 мая 1936 года к формированию Государственной хоровой капеллы в составе 150 человек». Именно с этой даты и ведет свою историю сегодняшний Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова. Первый год работы хора был нестабильным в смысле исполнительского состава и руководителей. Изначально возглавить Капеллу было поручено одному из самых авторитетных хоровых дирижеров своего времени, бывшему руководителю Московского синодального хора Николаю Михайловичу Данилину. Он провел первый конкурсный набор артистов, в результате которого было принято 40 человек. В июне было решено объединить отобранных певцов с хоровой капеллой Всесоюзного радиокомитета (70 человек), которой руководил А.В. Свешников, и организовать в составе Государственной хоровой капеллы две бригады – одну под руководством Свешникова, вторую под руководством Данилина (сохранив за Данилиным общее художественное руководство и назначив Свешникова директором). Данилин, совмещавший работу в Госхоре с художественным руководством Ленинградской академической хоровой капеллой, в июле-августе был вынужден уехать в Ленинград, в результате чего Свешников с 1 сентября возглавил работу хоровой капеллы в Москве.
На фото: 1944 г. Афиша концерта в Ленинграде
На фото: 1942 г. Выступление перед бойцами Советской армии
Государственный хор русской песни
В 1942 году коллектив был переименован в Государственный хор русской песни, и в годы Великой Отечественной войны его прямым назначением под новым названием было именно «нести русскую песню во всем ее многообразии и богатстве в народ, будить в нем высокие патриотические чувства». Навсегда вошли в историю хора выступления в Ленинграде, на передовых позициях советских войск, в освобожденных городах Европы. Сохранились подлинные высказывания советских солдат, перед которыми выступал хор под управлением Свешникова в Чехословакии в 1945 году: «Слушаешь песню «Вечерний звон», и кажется перед глазами широкая заалевшая от заката река, очень медленно с того берега доносится приглушенный тишиной в вечернем воздухе звон. А потом гремит удалая песня фабричных ребят и другая, рассказывающая о русских моряках, сражавшихся и умиравших под Андреевским флагом…»; «Послушаешь Государственный хор русской песни и на душе становится легко и радостно. Будто на родине побывал. Незримо видишь ты Волгу вольную, Днепр широкий, бескрайние просторы, по которым лихие тройки летят, а из далекого прошлого доносятся бурлацкие песни, незримо видишь ты и девичьи хороводы и буйные ватаги фабричных ребят. Вспоминаются в песнях битвы грозные и чувствуются в напевах родных дух народа-богатыря».
После войны
«Нам, советским композиторам, особенно дорого творчество хора еще и потому, что он почти во всех случаях является исполнителем новых произведений» - писал Д.Д. Шостакович.
Хоровые произведения композитора – Десять поэм на слова революционных поэтов, оратория «Песнь о лесах», кантата «Над Родиной нашей солнце сияет», Две обработки русских народных песен – впервые исполнялись хором под руководством Свешникова.
Также хор подготовил премьерные исполнения вокально-симфонических полотен Г. Свиридова – «Поэмы памяти Сергея Есенина» и «Патетической оратории», а также упоминавшихся «Пяти хоров на стихи русских поэтов»; хорового цикла В. Шебалина на стихи А. Пушкина, ораторий Ю. Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю» и «Доколе коршуну кружить?»; Четырех хоров на стихи А. Твардовского и хоровой миниатюры «Русские деревни» Р. Щедрина; произведений Е. Голубева, А. Эшпая, А. Шнитке, А. Флярковского, Т. Хренникова, Р. Бойко и других композиторов.
В 1955 году коллективу было присвоено звание «академический», он был вновь переименован в Государственный академический русский хор СССР. Активно расширяющийся репертуар позволял «свешниковцам» успешно выступать на Родине и по всему миру с самыми разнообразными программами, охватывающими все многообразие отечественной и зарубежной музыки – от ренессансной полифонии до современности. Повсюду – в Германии, Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии, Швеции, Финляндии, Италии, Японии русский хор поражал слушателей своим звучанием и исполнительским мастерством.
С.В. Рахманинов «Всенощное бдение»
Школа Свешникова
После смерти Свешникова в 1980 году во главе Госхора стояли разные руководители, и так вышло, что практически все они так или иначе учились или под непосредственным его руководством (в аспирантуре у Свешникова учились Владимир Минин, Борис Тевлин), или в учебных заведениях, им возглавляемых (через Московское хоровое училище прошли Евгений Тытянко и Игорь Раевский, в Московской консерватории в годы ректорства Свешникова учился Игорь Агафонников, продолжателем этой же школы был и ученик Бориса Тевлина Евгений Волков.
С 2020 года хором руководит народный артист России, хоровой и симфонический дирижер, профессор, художественный руководитель Капеллы России имени А. Юрлова Геннадий Александрович Дмитряк.
В статье приведены цитаты из следующих источников: Д.Л. Локшин. Замечательные русские хоры и их дирижеры; Памяти Н.М. Данилина. Письма, воспоминания, документы – составитель-редактор, автор комментариев – А. Наумов; Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания; А. Белоненко. Георгий Свиридов о хоровой музыке; Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова. 75 лет. Юбилейный буклет.