ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ ХОР ИМЕНИ А.В. СВЕШНИКОВА

Один из самых знаменитых и старейших хоровых коллективов современной России. Его история восходит к середине 1930-х годов, когда в советском государстве назрела необходимость в создании музыкальных коллективов всесоюзного значения. В апреле 1936 года был издан приказ Комитета по делам искусств при СНК СССР: «В целях развития пропаганды хоровой культуры, и особенно русской народной песни, и создания образцового хорового коллектива: Государственной филармонии приступить с 5 мая 1936 года к формированию Государственной хоровой капеллы в составе 150 человек».

Создателями нового хора стали выдающиеся дирижеры: бывший главный дирижер Московского синодального хора, профессор Московской консерватории Николай Михайлович Данилин и руководитель капеллы Всесоюзного радиокомитета Александр Васильевич Свешников. Данилин, один из самых уважаемых хоровых дирижеров своей эпохи, работавший и в Ленинградской академической капелле, и в Государственной филармонии, стоял во главе хора с 1937 по 1939 год. Свешников был на посту руководителя в течение сорока лет – с 1940 по 1980 год, и в это время, можно сказать без преувеличения, являлся главным хоровым дирижером СССР, будучи деканом дирижерско-хорового факультета, а с 1948 по 1974 год ректором Московской консерватории, создателем и руководителем Московского хорового училища, организатором и председателем Всероссийского хорового общества.

Данилиным и Свешниковым были заложены высокопрофессиональные основы работы коллектива, создан богатейший репертуар, завоеван почетный статус Первого и главного хора государства. Основу репертуара составляла русская народная песня и песни народов СССР. В 1942 году хор был переименован в Государственный академический хор русской песни и в годы Великой Отечественной войны стал подлинным символом русской песенной культуры, выступая перед солдатами на боевых фронтах. Вместе с тем многие годы хор служил творческой лабораторией для новой советской музыки.  Под руководством Свешникова хором впервые были исполнены сочинения Д.Д. Шостаковича: «Десять поэм на слова революционных поэтов», оратория «Песнь о лесах», кантата «Над родиной нашей солнце сияет», Две обработки русских народных песен; Г.В. Свиридова: «Пять хоров на стихи русских поэтов», «Поэма памяти Сергея Есенина» и «Патетическая оратория»; а также произведения В. Шебалина, Ю. Шапорина, Р. Щедрина, Е. Голубева, А. Эшпая, А.Шнитке, Т. Хренникова и других композиторов. Свешников также впервые в советской истории вернул в репертуар русскую духовную музыку в виде, единственно возможном в то время – с использованием иной подтекстовки. Хором под руководством А.В. Свешникова впервые была осуществлена аудиозапись «Всенощного бдения» Рахманинова – вершины русской духовной музыки, надолго преданной забвению в советскую эпоху.

После смерти Свешникова руководство хором находилось в руках его учеников и последователей – выпускников Московского хорового училища и Московской консерватории: Игоря Агафонникова (1980-1987), Владимира Минина (1987-1990), Евгения Тытянко (1991-1995) – благодаря его усилиям в 1992 году хору было присвоено имя Свешникова; Игоря Раевского (1995-2007), Бориса Тевлина (2008-2012), Евгения Волкова (2012-2019).  

За эти годы был значительно расширен репертуар, в него было включено большое количество крупных произведений кантатно-ораториального жанра, расширились и временные рамки: хором исполнялись произведения доглинкинской эпохи и произведения А. Скрябина, оперные шедевры П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Серова, С. Рахманинова, Ж. Бизе и новейшие хоровые образцы русских и зарубежных авторов: Р. Щедрина, А. Шнитке, А. Флярковского, Б. Тищенко, Р. Леденева, К. Волкова, Р. Бойко, А. Журбина, А. Пахмутовой, О. Мессиана, М. Теодоракиса. Хор традиционно принимал участие в значимых государственных проектах и крупных музыкальных торжествах: в праздновании Победы в Великой Отечественной войне, 1000-летия Крещения Руси, праздниках славянской письменности и культуры, Московском Пасхальном фестивале. Коллектив сотрудничал со многими выдающимися дирижерами, среди них – В. Федосеев, Ю. Симонов, П. Коган, М. Плетнев, В. Юровский, А. Сладковский, А. Рудин. Значительное место в работе всегда занимали гастрольные поездки: по России (Санкт-Петербург, Нижний-Новгород, Саратов, Тула, Великий Новгород, Рязань, Касимов, Оренбург, Орск), Европе (Англия, Франция, Латвия, Польша, Греция), также хор побывал в Израиле, Египте, Китае, Японии, КНР, США и других странах.

В 2020 году руководителем Государственного русского хора становится Геннадий Дмитряк – один из наиболее ярких хоровых дирижеров своего поколения, народный артист России, профессор Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных, руководитель Капеллы им. А. Юрлова, которая под его началом снова вошла в число ведущих хоровых коллективов страны.    

Своей главной задачей на сегодняшний день Геннадий Дмитряк видит возвращение Государственному русскому хору его самобытного облика, репертуара, основу которого должна составить русская музыка: народные песни, духовная музыка, русская и советская хоровая классика, чтобы достойно подойти к празднованию 85-летия со дня основания коллектива в 2021 году.

MINCULT_RUS_GORIZ_RGB.jpg