Александр Свешников

«Певческое искусство прекрасно и сложно потому, что в нем – весь человек»

 Александр Свешников

С приходом Советской власти Россия лишилась Московского Синодального хора. Наряду с Придворной певческой капеллой Санкт-Петербурга, он был старейшим музыкальным коллективом государства, уникальным по своей многовековой истории и накопленным пластам певческой традиции; зарубежные гастроли хора, осуществленные непосредственно перед началом Первой мировой войны, показали, что «синодалам» нет равных не только в России. Однако если петербургские хористы довольно безболезненно приспособились к новым порядкам и радикальной смене репертуара, то Синодальные певчие не мыслили себя вне церковной культуры. Хор завершил существование в стенах Успенского собора Московского Кремля; пасхальное богослужение 1918 г. стало последним не только для легендарных певцов – более чем на 70 лет главный храм древней столицы перестал быть храмом…

Конечно, большинство «синодалов», будучи профессионалами высочайшего класса, реализовали свой потенциал в новых условиях. Синодальное училище стало основой дирижерско-хорового факультета столичной консерватории. Тем более, что новому государству, ориентированному на массовость идеологической пропаганды, оказались необходимы хоровые кадры — на них возлагалась важнейшая миссия по «воспитанию» общественного («классового») сознания.

Коллективное пение, создание самодеятельных хоров, хоровое композиторское творчество поощрялись повсеместно. При этом «новое» певческое искусство резко противопоставлялось «старому», церковному стилю пения и должно было опираться на совершенно иной художественно-эстетический фундамент.

Первым серьезным шагом в этом направлении стал экспериментальный вокальный ансамбль при Всесоюзном радиокомитете, созданный под руководством Александра Васильевича Свешникова. Фактически это был первый в нашей стране камерный хор, за короткий срок достигший больших успехов и ставший настоящей кузницей советской музыки – сотни новых произведений были озвучены им для многомиллионной радиоаудитории. Однако государству требовался крупный концертный коллектив, который должен был стать эталоном для других хоров и мощным инструментом пропаганды зарождающегося певческого стиля новой формации. И здесь, подобно «военспецам» в Красной армии, не смогли обойтись без «старорежимного» профессионала.                        

Николай Данилин

«Я выбрал лучших певцов в Государственный хор, такого состава больше не будет… Никто сейчас в Союзе лучше нашего хора не споет ни по звуку, ни по тексту, ни по выразительности»

Николай Данилин

В 1936 г., с официальной формулировкой «С целью развития и пропаганды хоровой культуры, в особенности русской песни, и с целью создания образцового хорового коллектива», был издан приказ о формировании Государственного хора СССР на базе вокального ансамбля Радиокомитета.    После первого концерта хора, состоявшегося в 1937 г. под управлением А. Свешникова, единственным руководителем коллектива стал Николай Михайлович Данилин. 

«У Данилина хор звучал как орган. Ему была свойственна расширенная палитра звучания и звук, наполненный до конца» И. Козловский.

Авторитет Данилина был непререкаем. Царившая на репетициях жесткая дисциплина, строгая требовательность в работе принимались безоговорочно. «Как только Николай Михайлович входил в репетиционный зал, воцарялась абсолютная тишина, — вспоминал К. Виноградов, — Его боялись, но главное, перед ним преклонялись, его любили и уважали за яркий, самобытный талант.

Хоровые певцы видели в нем непревзойденного дирижера — мастера хорового искусства». Современники сравнивали Данилина со скульптором, который лепит из звука живые, осязаемые образы.

В 1939 г. шестидесятилетний Николай Данилин оставляет работу в Государственном хоре – по официальной формулировке, «по состоянию здоровья» (фактически мастер стал жертвой  интриг – нетрудно было добиться снятия старого музыканта, обладавшего таким «неблагонадежным» прошлым и не выказывавшего горячего сочувствия советской власти).

Константин Виноградов

В течение полутора лет обязанности художественного руководителя хора исполнял ученик и помощник Данилина, Константин Петрович Виноградов (до приглашения в Госхор он был хормейстером и дирижером в оперном театре им. К.С. Станиславского, позже стал главным хормейстером Ансамбля песни и пляски Советской Армии). На одной из репетиций «Самсона» Генделя, при разучивании траурного хора, Данилин настолько сильно увлек хористов трагической образностью музыки, что большинство из них невольно заплакали вместе с дирижером. Оплакивали многие и уход Николая Михайловича Данилина — одного из последних выдающихся представителей русской церковно-певческой хоровой традиции.

«Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре»

 

Александр Свешников.

​С именем Александра Васильевича Свешникова связана не только 40-летняя деятельность Государственного хора русской песни (позже Государственного русского хора СССР). Имя это, невольно стало символом целой эпохи в отечественном хоровом исполнительстве. Хормейстер, аранжировщик, композитор, учитель, организатор, общественный деятель, администратор, автор множества статей и публикаций… Сложным и противоречивым был облик Свешникова – человека и музыканта. Не получив высшего специального образования, постигая хормейстерское ремесло исключительно на практике, он достиг непревзойденных результатов. Обладая жестким, авторитарным характером, он был наделен при этом несомненным педагогическим даром, умел быть чутким и снисходительным. Олицетворяющий собой власть, не терпящий возражений и дискуссий, он не боялся идти на открытый конфликт с высшим начальством, если считал вопрос принципиальным. Одно несомненно: «Хор Свешникова», звучание которого можно было отличить с первых взятых нот, превратился, аналогично «оркестру Мравинского», «скрипке Ойстраха» и «роялю Гилельса», в некий эталон, высший идеал хорового звучания.

С именем Свешникова связана и дальнейшая история Государственного русского хора в ХХ и в первом десятилетии XXI столетия: большинство его руководителей (вплоть до Бориса Тевлина) в свое время прошли школу Великого Мастера хорового дела.

Безоговорочный успех, сопровождавший дирижерскую и преподавательскую деятельность А. Свешникова уже с 1940-х гг., позволяет говорить об окончательном закреплении его исполнительского стиля и методики работы. Синтезируя черты «старой», регентской традиции с собственным опытом практика, много лет работавшего «под микрофон» и непосредственно соприкоснувшегося с искусством драматического театра, Свешников достигает такого качества пения, когда узкопрофессиональные, «музыкально-технические» задачи исполнения составляют одно целое с эмоционально-образной окраской. Работая прежде всего над безупречной дикцией, обращая повышенное внимание на ритмический рисунок пропеваемых слов, Свешников требует естественности звукоизвлечения, при этом добиваясь абсолютно ровного, «бесконечного» звука с помощью приема «цепного» дыхания. На особенность звучания как отличительную черту свешниковской стилистики указывает хормейстер В. Соколов: «Мне представляется исключительным звучание хора Свешникова. Это только ему присущая манера исполнения, которую отличишь от десятков других хоров и в какой-то мере ощущаешь в исполнительстве его многочисленных учеников, рассеянных по всему Советскому Союзу, прошедших тем или иным путем «школу Свешникова». … Оговорюсь, что термин «звучание» здесь надо понимать не в узко специальном смысле… Сюда входит и собственно звучание, и динамика, и слово, артистично произнесенное хором, то есть все то, что принято называть понятным и ясным термином – выразительность. Особая выразительность пения, выразительность исполнения – это, пожалуй, и есть самое характерное для хора Свешникова».

Многочисленные зарубежные поездки по-своему обогащали музыкально-эстетический опыт хора и его руководителя. Внимательным, чутким ухом знатока прислушивался Свешников к традициям певческой культуры стран, которые посещал с хором, подмечая для себя наиболее яркие, характерные черты (свои впечатления он ярким, увлекательным языком излагает в статьях). «Коронным номером» зарубежных гастролей всегда оставались русские песни; однако к каждому путешествию маэстро готовил сюрприз для слушателей – его хор исполнял хотя бы одну местную песню на языке оригинала; причем, судя по реакции слушателей, Госхору всегда удавалось передать особенности национального, местного колорита —  свешниковские исполнения даже ставили в пример местным хорам!

Большим сюрпризом и прелестью для публики было необыкновенно тонкое исполнение одной из наших запетых песен «Ми катун», которую хор превратил в очаровательную миниатюру, спетую, кстати, на безукоризненном фламандском языке. Не менее очаровательно было исполнено «Не мешайте мне плакать» — произведение, из которого ни один валлонский хор и даже ни один льежский хор, на нашей памяти, не мог никогда извлечь таких поразительных и трогательных эффектов. Ах, загадочная и пленительная Россия!…» Брюссель, 1958 г.

С течением времени хор заметно расширяет концертный репертуар. Свешников никогда не ограничивался рамками «узкой специализации»; еще со времен работы в Радиокомитете он осваивал самые различные, порой весьма рискованные пласты классического, старинного и современного музыкального искусства. В 1920-е гг. звучали настойчивые призывы по расширению хорового репертуара; искусство Госхора всегда оставалось стимулом для советских композиторов. В начале 1950х гг. музыкальная жизнь нашей страны, обескровленная «борьбой с формализмом», была бедна на значительные премьеры; в числе ярких исключений были ««Песнь о лесах» и «Десять хоровых поэм» Д. Шостаковича. По воспоминаниям В. Агафонникова, Свешников поделился с композитором темой знаменного роспева, которая легла в основу следующего хорового сочинения мастера – кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет». В исполнении Госхора и Госоркестра СССР впервые прозвучали монументальные вокально-симфонические фрески Ю. Шапорина «На поле Куликовом», «Сказание о битве за русскую землю» и «Доколе коршуну кружить»; в программах Государственного хора регулярно появлялись имена представителей следующих поколений, иные из которых сами прошли «школу Свешникова»: А. Холминова, А. Эшпая, Р. Щедрина, А. Флярковского, В. Салманова, Р. Бойко, А. Шнитке, Ю. Левитина, А. Пирумова, А. Караманова и других. Одним из безусловных достижений исполнительского мастерства А. Свешникова принято считать «Реквием» Моцарта.

​«Когда мне бывает невмоготу…, я всегда ставлю пластинку «Всенощной» в исполнении хора под управлением Свешникова. И мне вновь хочется жить и работать, работать и жить» Евгений Светланов.

​Пластинки со «Всенощной» почти невозможно было достать в России; многие привозили ее из-за рубежа. И все же, самим фактом этой записи и ее последующим резонансом Свешников растопил лед «воинствующего атеизма» в музыкальной СССР. Он стремится к возвращению в концертную практику этого древнейшего пласта русской культуры. Приходилось зачастую идти на хитрости, демонстрировать «фигу» в кармане – так, «Тебе поем» из «Литургии» Рахманинова превращалось в «Тихую мелодию», которая пелась без слов, с закрытым ртом; к иным шедеврам духовной музыки сочинялись «нейтральные» тексты, но наученные читать между строк отечественная публика прекрасно понимала изначальный посыл дирижера.

Так в продолжение всего своего творческого пути «советский хормейстер №1» медленно и трудно, наперекор действительности вёл своих слушателей к постижению первооснов русского пения – к той традиции, которую нес в себе Синодальный хор и от которой когда-то безжалостно отрекались…

«Уметь видеть в хоровом коллективе не обезличенную массу, а единство индивидуальностей, с желанием отдающих хормейстеру свое искусство, глубоко чувствовать природу хорового звучания, различать границы художественно-прекрасного – к этому должен стремиться каждый хоровой дирижер». 

Игорь Агафонников

Владимир Минин

Евгений Тытянко

Игорь Раевский

Фигура Игоря Германовича Агафонникова, возглавившего Государственный академический русский хор после смерти Свешникова, представляется глубоко символичной.

Потомок духовно-музыкальной династии (его дед Николай Агафонников, как и два его брата, были священнослужителями, расстрелянными в 1937 г. и позже причисленными к новомученикам Русской православной церкви; отец и дядя регентовали в московских храмах), он не прошёл в своей творческой биографии мимо этой важнейшей ветви семейной традиции, став в последние годы жизни одним из основателей мужского хора Московского Патриархата).

И. Агафонников смог существенно обновить репертуарную политику коллектива, при этом сохранив магистральную линию развития хора, предначертанную А. В. Свешниковым. В 1982 г. в нашу страну последний раз приехал выдающийся дирижер Игорь Маркевич – вместе с ним Госхор осуществил первое в нашей стране исполнение оратории Й. Гайдна «Сотворение мира». 1980-е гг. были отмечены возрастающим интересом отечественных хоров к творчеству И. С. Баха; 300-летнюю годовщину со дня рождения композитора Государственный хор отметил первым в СССР исполнением «Рождественской оратории».

Продолжая начатое А. Свешниковым возрождение русского религиозного искусства, коллектив под управлением И. Агафонникова включает в свои программы «Литургию» Рахманинова, знаменные роспевы, музыку Н. Калашникова и фрагменты «Пещного действа».

Регулярно исполнялась новая музыка советских композиторов: сочинения Г. Свиридова («Пушкинский венок», «Гимны Родине»), В. Агафонникова, А. Флярковского, Ф. Маслова. Зарубежная музыка ХХ в. была представлена кантатами К. Орфа и «Тремя маленькими литургиями» О. Мессиана; впервые после долгого перерыва в Москве при участии Госхора СССР прозвучала Вторая симфония Г. Малера. И. Агафонников участвует в возрождении из 200-летнего забвения шедевра русской музыки XVIII в. – оперы Е. Фомина «Американцы» (1786). Под его руководством коллектив активно гастролирует в странах Европы, вызывая неизменный восторг слушателей (в Греции Госхор участвовал в премьере симфонии №3 М. Теодоракиса).

«Государственный академический русский хор Союза ССР по-прежнему занимает место лучшего, продолжая и развивая великие традиции русского классического хорового пения»,- отмечала «Советская культура» в статье, посвященной 50-летию прославленного коллектива.

В 1987-90 гг. Госхор возглавлял Владимир Николаевич Минин. Один из самых ярких и самобытных представителей свешниковской школы, он окончил Московское хоровое училище, в 1949-50 гг. работал хормейстером у А. Свешникова, а позже учился у него в аспирантуре Московской консерватории.  

В 1991 г. художественным руководителем коллектива стал Евгений Сергеевич Тытянко. Он также начинал свой путь музыканта в Московском хоровом училище, а затем прошел стажерскую практику под руководством Свешникова. Более 20 лет Е. Тытянко был хормейстером Краснознаменного ансамбля им. А. Александрова, затем работал в Ансамбле песни и пляски группы советских войск в Германии. 

В 1993 г. хор впервые в своей истории выехал на гастроли в США. Концерты прошли столь успешно, что в течение трех лет состоялось еще два длительных тура за океан. Впервые артисты Госхора посетили и Китай, гастролировали в Турции и Египте. Совместно с дирижером Большого театра России А. Чистяковым Госхор осуществил записи опер «Майская ночь» и «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Алеко» и «Франческа да Римини» С. Рахманинова; впервые была записана опера А. Серова «Юдифь», премьера которой стала значительным событием в русской музыкальной жизни XIX столетия. К сожалению, жизнь талантливого хормейстера безвременно оборвалась в 1995 г. 

 

В этом же году Хор имени Свешникова возглавил Игорь Иванович Раевский. Хормейстер, дирижер и композитор, он окончил Московское хоровое училище, после которого поступил в Институт военных дирижеров (ныне – военно-дирижерский факультет Московской консерватории); бóльшую часть музыкально-дирижерской деятельности провел в качестве руководителя Ансамблей песни и пляски различных войсковых групп. При нем Госхор продолжал активно концертировать в городах России и за рубежом, впервые познакомил со своим искусством слушателей на Тайване и в КНДР.

Традицией стали выступления хора на праздничных мероприятиях Дней славянской письменности и культуры, концерты с программами духовной и светской музыки в храмах и соборах г. Москвы. В 1998 г. Государственный хор им. А.В. Свешникова стал победителем фестиваля православной музыки в Польше; спустя два года выступил на праздновании 2000-летия Рождества Христова в Иерусалиме в рамках программы «Свет Вифлеема-2000». В этом же году коллектив участвовал в инаугурации Президента России В. Путина.

«Музыке следует отдавать все свои знания, все свои чувства, всю свою любовь,

всю свою страсть, все свое сердце…»

Борис Тевлин

Приход Бориса Григорьевича Тевлина на должность художественного руководителя Государственного русского хора имени А. Свешникова ознаменовал новую яркую страницу в истории коллектива. Выпускник Московской консерватории по классу заведующего кафедрой хорового дирижирования профессора В. П. Мухина и по классу органа профессора А. Ф. Гедике, Б. Г. Тевлин поступил к А. В. Свешникову в аспирантуру. С 1959 г. до самой кончины маэстро преподавал в Alma mater, но профессиональную деятельность начал еще раньше. Около 40 лет выдающийся хормейстер руководил Московским хором молодежи и студентов; под его руководством коллектив достиг грандиозных успехов и был удостоен ряда престижных призов на международных хоровых конкурсах.

Борис Тевлин

В 1979-91 гг. Борис Григорьевич возглавлял Хор студентов Московской консерватории, превратив его в самостоятельный концертный коллектив, выступавший в городах СССР и за рубежом, регулярно участвовавший в значимых международных фестивалях, сотрудничавший с известными отечественными и зарубежными дирижерами.

​​​​В 1994 г. Борис Тевлин создал Камерный хор Московской консерватории, которым руководил до самой смерти. Этот коллектив, обладатель золотых медалей и Гран —  при многих интернациональных конкурсов и фестивалей, стал одним из самых ярких молодёжных хоров мира. Камерный хор МГК знаменит, прежде всего, исполнением современной музыки (в его репертуаре – произведения более 30 композиторов ХХ и ХХI столетий), но его программы демонстрировали широту исполнительских интересов руководителя – от музыкального авангарда и народных песен до джаза, спиричуэлсов и мюзиклов. «Хоровой Страдивариус» — так назвал этот выдающийся певческий коллектив профессор С. Доренский.

Как художественный руководитель Госхора, маэстро Тевлин остался верен своим главным творческим принципам: уважая традиции отечественной школы хорового исполнительства, идти в ногу со временем, быть открытым для композиторов и слушателей. Он оживил коллектив активной творческой деятельностью. Хор стал  регулярным участником московского Фестиваля симфонических оркестров мира, Пасхального фестиваля Валерия Гергиева, а также участвовал в Больших фестивалях Российского национального оркестра, фестивалях «Академия православной музыки» в Санкт-Петербурге, «Памяти Тихона Хренникова» в Липецке, «Памяти Олега Янченко» и «Шнитке и его окружение» в Москве; в фестивале «Голоса православия в Латвии», Фестивале российской культуры в Японии, ХХХ Международном фестивале православной музыки в Белостоке и Варшаве. В 2010 г. Б. Тевлин учредил собственный Фестиваль хоровой музыки в Кремле.

Репертуар Государственного русского хора вернул себе черты универсализма «Свешниковского» периода. Участие в исполнении вокально-симфонических и оперных сочинений, авторские вечера современных композиторов (особенно часто звучала музыка Р. Щедрина, Р. Леденёва, К. Волкова, В. Агафонникова, Ю. Евграфова, Ю. Фалика), русская и зарубежная духовная музыка, песни военных лет…  Одним из самых ярких достижений коллектива под руководством Бориса Тевлина стало концертное исполнение с последующей аудиозаписью «12 хоров на стихи Я. Полонского» С. Танеева – одного из сложнейших произведений мировой литературы для хора a’cappella.

До самого последнего дня жизни Борис Григорьевич Тевлин оставался глубоким и кристально честным музыкантом, «…истинным созидателем, свято хранящим великие духовные традиции своих учителей» (А. Соколов), и прежде всего, одного из своих главных наставников — Александра Свешникова.

Евгений Волков

После смерти Б.Г. Тевлина в 2012 году Государственный русский хор возглавил его ученик и помощник Евгений Кириллович Волков.

Воспитанник Московской консерватории (класс хорового дирижирования профессора Б. Тевлина, также занимался оперно-симфоническим дирижированием в классе профессора И. Дронова, участвовал в мастер-классах профессоров Э. Эриксона (Швеция), Г. Фришмута (Германия), Г. Холлерунга (Венгрия)). Е. Волков ярко заявил о себе в качестве участника Камерного хора МГК, пройдя с момента основания коллектива путь от артиста до главного хормейстера.

С 2000 г. Музыкант преподает в Московской консерватории (ныне – доцент кафедры современного хорового исполнительского искусства).

Удостоенный Золотой медали, Приза за лучшее исполнение обязательного произведения, Специального приза Международной ассоциации INTERKULTUR за лучшую дирижерскую работу на Международном хоровом фестивале «Звучит Москва» (2002), в 2006 г. он также стал лауреатом Всероссийского конкурса хоровых дирижеров в Салавате (Башкортостан).

В 2008 г. Е. Волков был приглашен Б. Тевлиным в Государственный русский хор в качестве хормейстера, с 2011 являлся главным хормейстером коллектива.

Следуя заветам наставника, Евгений Волков стремится к максимальному расширению музыкального репертуара, проявляя особый интерес к редкоисполняемой музыке. В частности, за последние годы с участием Госхора были осуществлены исполнения ряда не звучавших более столетия сочинений, таких как гимн «Тебе Бога хвалим» Дж. Сарти, написанный на коронацию Павла I и две кантаты Ц. Кюи, состоялись мировые премьеры сочинений С. Прокофьева, А. Хачатуряна, А. Мосолова, Г. Попова, В. Богданова-Березовского, Б. Асафьева и других отечественных композиторов XX столетия.

В сотрудничестве с ведущими симфоническими коллективами страны (Государственный академический симфонический оркестр России, Российский национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Московский государственный академический симфонический оркестр, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, оркестры Большого и Мариинского театров и другие) Государственный русский хор участвует в исполнении вокально-симфонических и оперных произведений, в том числе симфонии-кантаты Мендельсона «Lobgesang», опер «Соловей» Стравинского и «Гамлет» Тома, «Траурно-триумфальной симфонии» Берлиоза, «Реквиема» Уэббера и других редких для российской концертной жизни сочинений. Продолжается активное сотрудничество с композиторами-современниками при неослабевающем внимании к русской хоровой классике и традиционному корпусу обработок русских народных песен.

В каждом сезоне Госхор представляет публике одну или несколько тематических концертных программ просветительского плана («Гимны и торжества России», «Русский хоровой концерт», «Православная музыка мира», «Композиторы – воспитанники свешниковской школы», «Песни и марши русской императорской армии» и др.). Одним из важнейших аспектов творческой работы коллектива является его участие в знаковых концертно-сценических проектах, посвящённых памятным датам Отечества и отечественной культуры. В их числе концерты-спектакли: «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» к 70-летию снятия блокады Ленинграда (Москва Санкт-Петербург, 2014), «Герой нашего времени» к 200-летию Михаила Лермонтова (Москва, Большой театр, 2014), «Музыка как судьба» к 100-летию Георгия Свиридова (Москва, 2015), «80 лет служения» и «Сделано в СССР» к 80-летию Госхора и Госоркестра России (Москва, Большой театр и КЗДС, 2016). Коллектив активно участвует в благотворительных программах, выступая на альтернативных сценах (например, в Шоколадном лофте проекта «Сноб»), совместно с фондом «Подари жизнь» осуществляя цикл концертов в детских больницах и школах «Госхор – детям».

В 2013 году хор записал Гимн Российской Федерации (Академический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер – Юрий Симонов), а в 2016 создал фонограмму для заключительного концерта Всемирных хоровых игр в Сочи («Гимн Земле» Алексея Рыбникова – мировая премьера).

Особенной, яркой страницей истории коллектива стало его участие в международном проекте «День России в мире – Russian Day», организованном Благотворительным фондом «Классика». 12 июня, в день национального праздника Российской Федерации хор с триумфальным успехом дал сольные концерты: в парижском Salle Gaveau — в 2015 году, в лондонском Barbican Hall – в 2016, в Зале конгрессов в Иерусалиме (2017). 

MINCULT_RUS_GORIZ_RGB.jpg
  • Wix Facebook page
  • Instagram Social Иконка
  • Vkontakte Social Иконка
  • YouTube Социальные Иконка
  • Flickr Социальной Иконка